Подробная расшифровка некоторых характеристик акустики. Как рассчитать мощность акустической системы Что означает максимальная мощность динамика

«Ничего не могу поделать, – сказал лорд Дарлингтон леди Уиндермир. – Я способен противостоять чему угодно, но не искушению». Это одна из самых острых и честных сентенций Оскара Уайлда; и хотя она не относится напрямую к миру Hi-Fi, можно предположить, что для создания оптимальной системы нужен более мудрый человек, чем лорд Дарлингтон.

Совсем недавно открыв для себя новых обладателей Award, мы решили, что сейчас самое время прояснить важный вопрос: как правильно выбрать АС? Казалось бы, что может быть проще: купите самую дорогую модель, обладателя Award, из тех, что можете себе позволить. Если это победитель в ценовой категории, значит, он будет лучшим и для вас?

Довести до абсурда

Мы не сравниваем себя с продавцами автомобилей или недвижимости, однако во многих отношениях вложения в АС не менее коварны. Если следовать их подходу к инвестициям, каждый из нас проводил бы 15 часов в своем «Ламборгини» по пути на работу из особняка на Гебридских островах. Необходимо четко определить разницу между самым дорогим и тем, что окажется лучшим именно для вас.

Глоссарий

Басы Звук низкой частоты нередко сложен для воспроизведения. Он менее направленный, чем СЧ и ВЧ.

Вт Всегда ищите цифры с пометкой «RMS» (среднеквадратичное).

Верха Самые высокие звуки. В отличие от басов ВЧ сильно направлены, поэтому точная установка АС очень важна.

Двухкабельное подключение АС с раздельными кроссоверами и двумя комплектами клемм можно подключить двумя кабелями, что обеспечит более качественный звук.

Двухполосные АС У большинства колонок имеются два динамика и кроссовер для разделения сигнала. У некоторых колонок три и больше динамиков; если кроссовер делит входной сигнал по частоте на три диапазона, такие модели следует называть трехполосными.

Динамики Излучатели звука. СЧ/НЧ-динамики отвечают за низкие или средние частоты, твитеры – за верха.

Допустимая мощность Наибольшая мощность, безопасная для колонок. При перегрузке колонку скорее повредит усилитель с более низкой выходной мощностью, чем с высокой.

Клемма для АС У разъема есть шайба с резьбой для зажима «голых» проводов и иногда – разъем для бананового штекера.

Кроссовер Электрическая схема внутри колонки, которая делит входной сигнал на высоко- и низкочастотную составляющие и посылает первую твитеру, а вторую – СЧ/НЧ-динамику.

Середина Частотный диапазон, в котором излучает звук большинство инструментов и голосовой аппарат человека.

Сопротивление Чем выше этот показатель, тем проще усилителю управлять колонками.

Фазоинвертор Этот элемент конструкции обеспечивает более мощные НЧ за счет потока воздуха из порта, выходящего на корпус.

Частота Частота звука измеряется в герцах (Гц). Сигнал в 1 Гц проходит за секунду один цикл. У верхов частота высокая, у басов – малая. Здоровое человеческое ухо в среднем слышит звуки с частотой от 20 Гц (низкие) до 20 кГц (высокие).

Чувствительность Показатель соотношения между мощностью электрического сигнала, поданного на АС, и излученным ею звуком. Колонки с высокой чувствительностью усилителю легче «прокачать». Обычно ее выражают в дБ/Вт/м (уровень звукового давления в децибелах, созданного при мощности входного сигнала в 1 Вт, измеренный в 1 метре от АС). Большинство АС имеют чувствительность 86–91 дБ/Вт/м.

Настройка

Расположение AC
СТЕНЫ
Не поддавайтесь искушению установить колонки в углах помещения. Уровень басов может возрасти, однако при этом ухудшаются ритмичность, прозрачность звучания и детальность в НЧ-диапазоне.
УГОЛ ПОВОРОТА
Экспериментируйте с разворотом. Это зависит от модели, но для большинства АС небольшой разворот внутрь стабилизирует стереопанораму. Не переборщите – иначе звуковая сцена уменьшится.
РАССТОЯНИЕ
Многое зависит от помещения, однако в идеале АС лучше располагать не ближе чем в паре метров друг от друга и в метре от боковой и задней стен.
ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Обеспечьте максимальное расстояние АС от других компонентов системы. Любые вибрации плохо влияют на звук.

Нужна подготовка

Первое и главное, что вам следует сделать еще до начала поисков, – это определиться с размерами бюджета. Мы не собираемся выступать в качестве вашего бухгалтера и не станем советовать продать детей в рабство, чтобы оплатить покупку, однако есть определенные соображения, которые необходимо учесть, – и не все они очевидны.

Что нужно иметь в виду?

Если вы установите рамки бюджета еще до того, как начнете рассматривать модели, это позволит вам значительно сузить диапазон поиска. Кроме того, необходимо понять, где можно поступиться жесткими требованиями к бюджету. Если вы покупаете все компоненты новой системы, нет смысла тратить 90% суммы на колонки и затем огорчаться, что они подчеркивают все несовершенства предыдущих звеньев цепи. Точно так же владельцам системы, купленной «где-то за городом, очень недорого», не стоит тратить сто тысяч на пару напольных АС – все, чего вы добьетесь, это визит участкового по жалобе соседей.

Однако этот меч (как и большинство других) оказывается обоюдоострым. Осмотрительность и бережливость ценны сами по себе, но в данном случае к ним добавляется элемент дальновидности. Если, к примеру, вы планируете скорое обновление других компонентов системы, то вполне можно выбирать колонки с расчетом на будущую модернизацию. Потратив чуть больше сегодня, вы в таком случае сможете избежать значительно больших затрат в скором будущем.

Еще одна скучная, но необходимая задача – измерение габаритов помещения. Особенности вашей комнаты могут ограничить варианты определенным типом АС (подробнее об этом чуть позже); кроме того, это позволит сократить количество мест расположения. Большинству моделей для работы требуется определенное свободное пространство; если вы можете выделить им только участок у стены, учитывайте это при выборе АС.

Это не обязательно повлияет на качество звучания: на рынке немало моделей с отличным звуком, не возражающих против установки вплотную к стене позади. Просто помните о том, что вы имеете дело со звуковыми волнами, распространение которых зависит от того, что они встречают на своем пути. Если производитель советует устанавливать АС не менее чем в двух метрах от стен, лучше не игнорировать эти рекомендации.

Наддать газу

Отложите рулетку; пора подумать о том, на какой тип колонок вы собираетесь ориентироваться. Как мы уже упоминали раньше, отчасти это определяется размером комнаты: корове не поместиться в кроличьей норке. Вы можете предпочесть напольные или полочные АС (это название само говорит об их предполагаемом расположении) либо трифоник из сателлитов и сабвуфера, в котором последний будет отвечать за басы, а для пары основных колонок проще будет найти подходящее место.

Как правило, более габаритные АС способны обеспечить более высокую громкость, лучшую динамику и более обильные басы – хотя эта закономерность не абсолютна и во многом зависит от конкретной модели. Кроме того, подумайте о том, на какой громкости вы собираетесь слушать музыку. Возможно, вашим могучим напольникам так и не представится шанса расправить крылья; а милые маленькие полочные колонки вряд ли будут способны оживить вечеринку.

Один или два

Многие АС сегодня оснащаются четырьмя клеммами, что дает возможность организовать двухкабельное или двухусилительное подключение. При использовании одного комплекта кабелей по каждому из них передается полный сигнал со всеми его частотами; если подключить два кабеля к каждой АС, колонка сможет получать высокие и низкие частоты раздельно, что позволит ей создавать более чистый и точный звук.

Возможно, ваш усилитель не поддерживает двухкабельное подключение, или вы в нем не заинтересованы. Это не значит, что модели с четырьмя клеммами вам не подойдут: к большинству из них прилагаются перемычки, соединяющие пары клемм, так что музыка будет звучать полноценно. Но имейте в виду, что АС с двумя клеммами исключают возможность перейти на двухкабельное или двухусилительное подключение в будущем.

Еще один критерий выбора АС – пассивные или активные. Большинство моделей на рынке являются пассивными; на их входы подается мощный сигнал от усилителя и затем направляется на динамики посредством кроссовера. В активных колонках слаботочный сигнал разделяется на частотные диапазоны еще до того, как поступает на усилители, размещенные внутри корпуса, а для их работы колонкам необходимо отдельное подключение к сети.

Активный стиль жизни

Однако не все активные колонки функционируют именно так. Некоторые модели оснащены встроенным усилителем, прогоняющим сигнал через пассивный кроссовер. Это значит, что сигнал усиливается еще до разделения на частотные диапазоны. На первый взгляд это сродни вопросу, что следует раньше наливать в чашку – молоко или чай, но разница принципиальна.

Внутри активных АС происходит много операций. Если кроссоверы работают с сигналом линейного уровня, а не уровня АС, то можно использовать более качественные комплектующие и обеспечить более точное разделение. Кроме того, каждым динамиком управляет собственный усилитель. Они подключаются напрямую, а не кабелем, что также повышает степень контроля.

Основной недостаток такого подхода – даже не цена (хотя активные АС и дороги, но если принять в расчет стоимость компонентного усилителя, то они нередко обеспечивают лучшее соотношение цены и качества), а тот факт, что при желании обновить систему вам придется заменять все ее компоненты, из-за чего в конечном итоге ваши затраты могут оказаться выше.

Мы не раз убеждались в том, что лучший звук проще получить, подбирая раздельные компоненты – источник, усилитель, качественные межблочные и акустические кабели и пару АС – однако активные колонки, сделанные с умом, выступают редким исключением.

Конечно, такое решение подходит не всем; если у вас нет места или желания загромождать гостиную множеством устройств, к вашим услугам – широкий ассортимент активных колонок.

Несколько слов о мощности. Сегодня эта проблема стоит не так остро, как в теплые ламповые времена, но если ваши колонки излишне капризны, вам потребуется достаточно мощный усилитель для их «прокачки». Не ориентируйтесь только на верхнее число в списке характеристик; посмотрите на показатель мощности при нагрузке 4 Ом – если он примерно вдвое выше (чем на 8 Ом), то данный усилитель дает хороший ток и справится и с требовательными АС.

Мы постоянно напоминаем, что рейтинги нашего журнала присуждаются главным образом на основе соотношения цены и качества; однако было бы нелепо утверждать, что все остальное не имеет значения. Наша задача заключается в том, чтобы после прочтения обзоров вы могли унести домой пару колонок, которые будут радовать вас до глубокой старости. Скажем, как бы ни был хорош звук, если не по душе внешность АС, вам не захочется проводить в их компании долгие вечера. Прослушивание музыки не отключает других органов чувств; нам доводилось иметь дело с компонентами, которые настолько не радовали взор, что мы старались побыстрее покончить с тестированием и убрать их с глаз долой.

Отпечатки лап

Скорее всего, ваша комната будет использоваться не только для прослушивания, так что стоит подумать и о том, не будут ли новые колонки смотреться, словно горгульи на конкурсе красоты, да и в целом как они впишутся в интерьер.

В частности, следует обратить внимание на защиту твитера – особенно если у вас есть маленькие дети или любознательный кот. Металлические купола, словно магнитом, притягивают отпечатки маленьких пальчиков или лап, быстро покрываясь вмятинами. Мы не хотим нести ответственность за то, что ваши инвестиции пошли прахом уже через час после установки колонок.

Пора в магазин

Доставайте проездной на автобус – мы почти готовы к походу в магазин. Поскольку вы читаете этот материал, то наверняка знаете о высоком авторитете нашего журнала и сайта. Поверьте, вам действительно стоит изучить обзоры всех интересных моделей до визита к продавцу, и мы это говорим не затем, чтобы повысить продажи или трафик на сайте.

Мы не призываем вас сразу соглашаться с нашими мнениями о выбранных АС. Мы просто помогаем исключить из списка те модели, которые не соответствуют вашим требованиям, а также подсказываем, на что обратить внимание при прослушивании. Скажем, мы отметили склонность ВЧ к жесткости и то, что при продолжительном прослушивании это начинает раздражать, но вы можете не услышать этого во время короткого прогона в торговом зале.

Убедитесь, что колонки, которые вы слушаете, достаточно прогреты. Разным моделям требуется различное время для выхода на оптимальный уровень качества звучания.

Из этого следует простой вывод: если вы не слишком впечатлены звуком АС, от которых мы пришли в восторг – возможно, они недостаточно прогреты.

Мы нередко отмечаем в обзорах, что характер таких-то колонок радикально изменился после нескольких часов работы; на это стоит обращать внимание.

Приносите свои песни

Если вы тот самый вредный тип, который любит на вечеринке выключить звучащую подборку и поставить редкую запись группы Animal Collective, которую в этой компании никто не любит, настал ваш звездный час: захватите коллекцию записей с собой в магазин. Это самый эффективный и простой способ оценить качество АС. Хороший компонент в любом случае будет звучать неплохо, но чем более вам знакома песня, тем лучше вы помните ее аранжировку, композицию и динамику. Это позволит вам оценить достоверность звучания выбранной пары АС.

По этой же причине стоит попросить продавца собрать систему, похожую на ту, что стоит у вас дома. Если у вас старый или малоизвестный усилитель, заранее позвоните продавцу и убедитесь, что в магазине найдется что-то похожее. Если нет, возьмите с собой собственный экземпляр; в конечном итоге это принесет вам меньше неудобств, чем досадное открытие, что в домашней системе новые колонки играют совершенно не так, как еще вчера в магазине.


Во время проверки

В сущности, в магазине вы будете заниматься тем же, чем мы занимаемся в наших тестовых лабораториях, и вам следует придерживаться той же тактики. Несмотря на то, что каждый обзор, как правило, пишется одним человеком (мы сейчас не упоминаем бесценный вклад коллег и редакторов, которые работают с текстами перед их публикацией – и даже успевают растащить на публику все шутки до того, как они попадутся вам на глаза), сам процесс тестирования выполняется коллективно.

Дело не в том, что мы не доверяем собственным ушам, просто восприятие в принципе очень субъективно: на оценку может повлиять плохое настроение из-за утренней пробки или какой-то аспект звучания АС может восхитить вас настолько, что вы не обратите внимания на недостатки.

Важно быть открытым для альтернативных вариантов. Пропущенный обзор в нашем журнале, новая модель АС, которую мы еще не успели протестировать, колонки, изначально отвергнутые вами из-за рейтинга в четыре звезды – любая из таких моделей может оказаться для вас более подходящей, чем обладатель Award.

Хороший продавец знает свою продукцию (именно поэтому она и представлена в его магазине) и может предложить нечто такое, что вы изначально не рассматривали и что лучше подходит для вашей системы. Не принимайте любые слова на веру – в конце концов, слушать эти колонки много лет придется вам, а не продавцу – но и не настраивайтесь заранее, что владелец магазина непременно пожелает впарить вам неликвид.

Впрочем, это двусторонние отношения; если вы серьезно относитесь к своей музыкальной системе, то наверняка станете постоянным покупателем. Именно поэтому сотрудники магазина уделяют вам много внимания (хотя, конечно, вы очень милый и приятный человек, говорить с которым – одно удовольствие), так что отвечайте им взаимностью. Это означает, что было бы неприлично выбрать колонки в магазине, а потом уйти домой и начать искать эту же модель подешевле в Интернете.

Слушайтесь продавца

Не то чтобы мы заступались за своих коллег по отрасли, но если вы не хотите напрочь испортить отношения с тем, кто искренне хочет вам помочь, не стоит думать в первую очередь о выгоде (тем более что она обычно невелика). Представьте, что девушка, в которую вы влюблены, говорит вам, что хотела бы найти кого-нибудь вроде вас. Кто-то вроде вас стоит прямо перед ней!

Однако не поддавайтесь уговорам принять решение немедленно и не думайте, что покупка в сети чем-то плоха с моральной точки зрения. Если у вас нет продавца, готового помочь с выбором, не огорчайтесь; просто примите на вооружение еще пару советов. Покупка в Интернете подразумевает, что у вас будет меньше, чем в магазине, возможностей устроить прослушивание. Поэтому внимательно изучите пункты, касающиеся подбора системы, а не только рейтинги.

Главное достоинство, оно же и главный недостаток покупок в Интернете заключается в том, что это самый большой магазин в мире, превосходящий любые торговые комплексы. Поэтому не сбрасывайте со счетов прошлогодние модели. Даже лучшие АС время от времени снимают с производства, после чего их можно купить с большими скидками. Следите за нашими обзорами – и вы будете знать, когда старая модель стала казаться менее удачной. Если она все еще продается – значит, скорее всего, ее дела идут неплохо.

Кроме того, при покупке в сети следует соблюдать обычные правила предосторожности: покупать в проверенном интернет-магазине и убедиться в том, что при необходимости товар можно будет вернуть.

Как всегда, если какое-то предложение кажется вам слишком хорошим для того, чтобы быть правдой, то так оно, скорее всего, и есть, и вряд ли вам удастся вернуть свои деньги.

Наконец, самое важное правило онлайн-покупок – не приобретайте ничего без предварительного прослушивания. Если у вас нет поблизости подходящего магазина, выберите время съездить на Hi-Fi-выставку или просто попросите у друга на время колонки, звук которых вам всегда нравился, чтобы узнать, как они будут играть с вашими компонентами. Если покупаете что-то не прослушивая, вы очень смелый (или безрассудный) человек.

Добро пожаловать домой

Итак, вы опять дома, расстроены тем, что потратили вдвое больше запланированного, и прикидываете, как будете ближайшие полгода питаться одними консервами – зато с парой новых красавиц-колонок, которых уже полюбили сильнее, чем всех своих дядюшек и тетушек. К сожалению, равно как и ваши родственники, они не предложат вам ничего, пока вы не сделаете все нужное для них.

Мы уже упоминали о том, как важен для АС прогрев, так что не судите о них сразу же после распаковки, установки и подсоединения кабелей. Некоторым моделям требуется почти 100 часов, хотя для большинства колонок суток работы вхолостую будет достаточно. Все, что от вас требуется – это включить их и оставить играть, позволяя компонентам нагреться, растянуться и прийти в штатное рабочее состояние. Вряд ли вы будете делать это на максимальной громкости, но в любом случае не нагружайте их сразу же слишком сильно. Пусть походят, прежде чем бежать.

Главное – это место

Помимо того, что вы подключите колонки и выждете необходимое время, перед вами стоит еще одна важная проблема – найти для них правильное место и положение. Не пожалейте на это времени: небольшие изменения в геометрии расстановки могут серьезно изменить звуковой баланс.

При размещении АС вплотную к задней стене вы получите более мощные басы; если же отодвинуть их подальше от стен, стереопанорама станет более убедительной.

Вам нужно найти баланс, а не компромисс, причем колонки с тыловым портом фазоинвертора (т. е. излучающим звук назад) более чувствительны к установке вплотную к задней стене. Но ни в коем случае не ставьте их в угол, даже если этот вариант кажется более удобным: пухлые и неровные басы испортят все впечатление.

На стереопанораму сильно влияет угол разворота АС. Большинство требует небольшой ориентации внутрь по направлениюк позиции слушателя, который должен располагаться на одинаковом расстоянии от колонок, чтобы достичь наилучшей фокусировки. Моделям некоторых производителей (например, DALI) разворот не требуется. Уточните в руководстве пользователя рекомендованные для вашей модели АС расстояния друг от друга и от стен, но не бойтесь экспериментировать – в вашей комнате они могут вести себя чуть иначе, чем в других местах.

Стоять на своем

Вам удобно сидеть? Вашим колонкам тоже этого хочется. Даже если вы купите модель, в характеристике которой написано «полочная», для ее качественной работы исключительно важна надежная основа. Приобретите хорошие стойки: звучание полочников в огромной степени зависит от качества стоек, на которых они установлены – компромиссы в этом случае недопустимы.

Аналогично, если вы выбрали напольные АС, позаботьтесь о надежном креплении шипов. Обладателям деревянных полов пригодятся металлические кружочки, которыми снабжаются некоторые модели; если к вашей они не прилагаются, используйте обычные монеты – это все, что у вас останется после покупки колонок (шутка).

Еще одно важное, хотя и очевидное замечание – колонкам следует стоять на абсолютно горизонтальной поверхности, и они не должны качаться. Устойчивая АС = качественный звук.

Не забудьте про кабели (да, это очередное замечание из серии всем давно известных).

Некоторые покупатели не задумываются о важности качественных проводников или пытаются сэкономить хоть что-нибудь. Но попробуйте, например, есть суп при помощи ножа – вы скорее останетесь голодным из-за неподходящих столовых приборов, чем из-за невкусной пищи.

Приятного прослушивания!

Самое главное – ваши новые АС должны приносить вам радость. Именно на это нацелены все наши советы. Отнеситесь к своим колонкам с уважением, и они будут верно служить вам долгие годы. Это значит: никаких мюзиклов Уэббера, никаких рождественских выпусков шоу X-Factor – и, ради всего святого, ни одной песни Th e Eagles!

  • Сравнительное тестирование стереоколонок Edifier и Microlab (апрель 2014)
  • Мощность

    Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности, скорее, говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт — это совсем не громкость звука , издаваемого колонкой. Динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала (к счастью, громкости издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения). Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).

    Таким образом, мощность акустической системы - это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они, скорее, для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. Например, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом - благодаря высокому уровню искажений, на втором - благодаря нештатному режиму работы колонки.

    Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:

    RMS (Rated Maximum Sinusoidal power — установленная максимальная синусоидальная мощность). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки.

    PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. Например, мощность колонки равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе - активные колонки для компьютера потребляют из сети переменного тока электрическую мощность 10 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO).

    Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.

    Делаем выводы: наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому информативность показателя «мощность акустической системы» — нулевая .

    Чувствительность

    Чувствительность — один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение — уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях.

    Чувствительность — характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто).

    АЧХ

    Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. В точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании.

    Западные производители предпочитают указывать диапазон воспроизводимых частот, который представляет собой «выжимку» информации из АЧХ: указываются лишь граничные частоты и неравномерность. Допустим, написано: 50 Гц - 16 кГц (±3 дБ). Это значит, что у данной акустической системы в диапазоне 50 Гц - 16 кГц звучание достоверное, а ниже 50 Гц и выше 15 кГц неравномерность резко увеличивается, АЧХ имеет так называемый «завал» (резкий спад характеристики).

    Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20 - 20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины.

    Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц - 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц - 10000 Гц. Сравнивать диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе.

    Нелинейные искажения, коэффициент гармоник

    Кг — коэффициент гармонических искажений. Акустическая система представляет собой сложное электроакустическое устройство, которое имеет нелинейную характеристику усиления. Поэтому сигнал по прошествии всего звукового тракта на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Одними из самых явных и наиболее простых в измерении являются гармонические искажения.

    Коэффициент — величина безразмерная. Указывается либо в процентах, либо в децибелах. Формула пересчета: [дБ] = 20 log ([%]/100). Чем больше величина коэффициента гармоник, тем обычно хуже звучание.

    Кг колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по коэффициенту гармоник, не прибегая к прослушиванию аппаратуры. К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30..50%) значение производителями не указывается.

    Полное электрическое сопротивление, импеданс

    Электродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подаче музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала.

    Импеданс (impedans) — это полное электрическое сопротивление переменному току, измеренное на частоте 1000 Гц. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом.

    В целом величина полного электрического сопротивления (импеданс) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением.

    Корпус колонки, акустическое оформление

    Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление излучающей динамической головки (динамика). При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.

    Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.

    Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса.

    Очень широко применима акустическая схема, получившая название «закрытый ящик». Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений.

    Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.

    Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик, звучание становится утомляющим.

    Оптимальным выбором будут колонки среднего размера с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у недорогих моделей обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания, наиболее нежелательны колонки с тонким корпусом или очень маленьких размеров.

    Сегодня, когда рынок домашних, да и профессиональных систем наполнился большим количеством моделей от различных производителей, порой бывает очень сложно получить достоверную информацию о реальных характеристиках того или иного звукового оборудования.

    Прежде всего, необходимо с острожностью воспринимать заявленную производителем мощность акустической системы, или колонки, поскольку это лежит исключительно на совести производителя. Оборудование, которое проходит сертификацию на российском рынке, никогда не проверяется на соответствие таким важным его характеристикам, как мощность, диапазон воспроизводимых частот, звуковое давление, и прочее.

    Второй важный момент - это путаница в терминологиях определения мощности как таковой. Дело в том, что есть несколько стандартов мощности, которой характеризуется акустическая система. Нерадивые производители в угоду себе, могут пользоваться этим, и активно это делают.
    Давайте перечислим эти стандарты определения мощности колонок:

    Мощность RMS (Rated Maxmum Sinusoidal) - это максимальная мощность, на которой акустическая система может работать продолжительное время, без повреждений. О качестве звучания, и о соответствии звука заявленным амплитудно-частотным характеристикам, естественно, речи здесь не идёт.

    Номинальная мощность
    Это самая правдоподобная характеристика, которая позволяет наиболее точно судить о мощности конкретной акустической системы. Она представляет из себя максимальную мощность звучания, при которой искажения звука не превышают заявленных производителем величин.

    Пиковая мощность, PMPO (Peek Music Power Output) - это кратковременная мощность, которую динамики могут выдерживать не более 1-2 секунд без разрушающих последствий для себя. Как правило, пиковая мощность колонки превышает номинальную в несколько раз.

    Мощность DIN. Этот параметр близок к RMS с той лишь разницей, что в качестве тестового звукового сигнала, вместо всем привычного, используется так называмый розовый шум - случайный сигнал, мощность которого остаётся постоянной, и не зависит от его частоты.

    В заключение, хочется сказать пару слов относительно выбора акустических систем (колонок), да и вообще - любого звукового оборудования. Всегда бывает нелегко выбрать ту, или иную звуковую систему. Перед глазами всегда стоит обилие цифр, графиков, тесты, сравнения. Безусловно, всё это имеет большое значение, и напрямую отражается на качестве звучания.

    Однако, не стоит забывать, что человек выбирает звуковое оборудование для того, чтобы слушать, и наслаждаться звуком. Если звук нравится, то характеристики здесь вторичны. Если звук одной системы нравится Вам больше, а у другой формальные параметры превосходят первую, выбирайте первую. Нужно доверять своим ушам, а не словам продавца, и не понятно кем написанным отзывам в интернете.

    Прежде всего, выясните, что и зачем вам нужно. Ясное дело, что у чувствительного меломана одни запросы, а у гремящей сковородками домохозяйки – совсем другие. Также реально оцените возможности своего помещения. Согласитесь, глупо втискивать в комнатку три на три метра огромные концертные колонки.

    Поэтому выбор акустической системы или попросту колонок может стать непростой задачей для тех, кто хочет получить у себя в доме качественное звучание, но мало сталкивался с параметрами техники для воспроизведения звука. Чтобы сделать правильный выбор нужно исходить из ключевых параметров, особенностей акустических систем, а также из собственных предпочтений и средств, которыми вы располагаете.

    1. Сколько полос у акустики?

    Ваша акустика может быть как однополосной, так и пятиполосной. Если нет особенных запросов или вы совсем лишены музыкального слуха, вам хватит и однополосной системы, в которой все звуки будут изливаться из одного динамика. Хотя, наверное, лучше все-таки приобрести двухполосную, где один динамик будет воспроизводить звуки низких и средних частот, а другой - звуки высокой частоты. При более взыскательном музыкальном вкусе стоит попробовать приобрести трехполосную аудиосистему, у которой за низкие, средние и высокие частоты отвечают отдельные динамики.

    2. Мощность акустики

    В народе бытует заблуждение, что мощность акустики напрямую связана с ее громкостью. Это не так. Акустика может надолго лишить сна ваших чувствительных соседей, но это событие никак не будет связано с ее мощностью. Мощность - скорее показатель механической надежности: чем она выше, тем надежнее система. Выбирая акустику, обязательно учитывайте одно существенное обстоятельство – мощность колонок обязательно должна быть выше мощности усилителя, иначе их песня будет недолгой.


    3. Чувствительность и частота акустики

    А вот от чего действительно зависит громкость системы, так это от ее чувствительности, измеряемой в децибелах. Их количество показывает звуковое давление ваших колонок на окружающее пространство. Как вы понимаете, чем выше чувствительность, тем мощнее звук. Обычному слушателю вполне подойдет чувствительность в 85 децибел.

    Очень важным параметром также является частота акустической системы. Мы способны слышать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц. Низкие частоты - от 20 до 150 Гц, средние частоты - от 100 до 7000 Гц и высокие частоты - от 5000 до 20000 Гц. Если акустика нужна лишь как дополнение к домашнему кинотеатру, то вполне хватит частотного диапазона от 100 до 20000 Гц. Для меломанов больше подойдет система с диапазоном от 20 до 35000 Гц.


    4. Активная или пассивная акустика?

    При выборе акустической системы важно знать, что у активной акустики фактически каждый динамик (т.е. каждая полоса частот) усиливается отдельным усилителем. Кроме того, разделительные фильтры стоят не на выходе, а на входе усилителей и они также активны. Это дает немало преимуществ активных акустических систем перед пассивными. Во-первых, активный фильтр легче отрегулировать. Во-вторых, обеспечивается лучшее качество звучания за счет того, что динамики подключают непосредственно к усилителям. В-третьих, активные акустические системы имеют более широкий диапазон воспроизводимых частот. И, в-четвертых, активные колонки снабжены регулятором громкости, что повышает их удобство при эксплуатации.

    Преимущество пассивных систем в том, что для них не требуется подвод линейного сигнала и напряжения к каждой колонке, в отличие от активных. Однако при этом для пассивных акустических систем требуется внешний усилитель.

    5. Тип корпуса

    При выборе акустики обратите внимание и на тип корпуса. Самые популярные акустические системы – закрытого или фазоинверторного типа. Корпус закрытого типа – наиболее простой и при этом он вполне может удовлетворить ваш вкус. Однако закрытое пространство повышает частоту нижнего резонанса. Это в итоге негативно сказывается на передаче низких частот. Большинство современных акустических систем используют фазоинверторный тип корпуса.


    6. Из чего сделаны колонки?

    Колонки могут быть сделаны как из пластика, так и из дерева или ДСП. У каждого материала есть свои достоинства. Пластик дает возможность реализовать самые смелые дизайнерские решения, он легкий и дешевый, колонки сделанные из него занимают меньше места. Правда, и звук такой акустики будет попроще – он сильно искажается при увеличении громкости, колонки начинают дребезжать. Пластиковую акустику чаще всего используют для озвучивания компьютера, а для просмотра фильмов и прослушивания музыки лучше купить деревянные колонки. Если вы все-таки решили остановиться на пластмассе, позаботьтесь о том, чтобы колонки имели неправильную форму, были без широких плоских панелей и переборок, острых кромок и углов. В любом случае у вашей акустики должны отсутствовать вентиляционные отверстия, все соединения должны быть качественно проклеены.


    7. Покупать комплект или собирать по частям?

    Акустические системы выпускают готовыми комплектами, а бывают и разделенными на отдельные составляющие. Готовые системы обычно состоят из центрального блока, сабвуфера и саттелитов. Отдельно могут продаваться универсальные громкоговорители, фронтальные громкоговорители, фронтальный или тыловой громкоговорители, громкоговорители центрального канала, громкоговорители тылового канала, сабвуферы, универсальные громкоговорители со встроенным сабвуфером, мониторы и сателлиты.


    Если вы решили остановиться на готовом комплекте, то присмотритесь к количеству громкоговорителей. Фронтальные и тыловые колонки должны продаваться парами, а у сабвуфера и центрального канала должно быть по одному громкоговорителю. Если акустика нужна для комплектования домашнего кинотеатра, то подбирайте ту, у которой есть тыловой канал – он добавит эффект окружения звуком.

    Колонки и сабвуферы также могут быть как полочными, так и напольными. И у тех, и у других есть свои преимущества для тех, кто собирает свою акустику по частям. Напольные, как правило, более мощные и порадуют более качественным звуком, зато полочные более удобны при размещении в городской квартире. Их можно прикрепить хоть по углам, они не будут «путаться под ногами».

    Мощность динамика

    Предельная шумовая мощность динамика, предельная долговременная мощность динамика, предельная кратковременная мощность динамика.

    Предельная шумовая мощность (PHC ) - мощность, которую динамическая головка длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений. Длительность непрерывных испытаний указывает производитель в часах и на каком сигнале.

    Предельная долговременная мощность (RMS) - мощность, которую динамическая головка выдерживает без тепловых и механических повреждений в течение 1 мин с интервалом 2 мин 10 циклов подряд.

    Предельная кратковременная мощность (PMPO ) - мощность, которую динамическая головка выдерживает без тепловых и механических повреждений в течение 1 сек с интервалом 60 сек 60 циклов подряд.

    Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать динамики». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда динамик мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней того, у которого указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности скорее говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт - это совсем не громкость звука, издаваемого динамиком. Даже самые лучшие динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала, а у большинства динамиков и того меньше (хотя издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения).
    Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).

    Таким образом, мощность акустической системы - это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они скорее для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. К примеру, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести динамик из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом - благодаря высокому уровню искажений, на втором - благодаря нештатному режиму работы динамика.

    Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:

    RMS (Root Mean Squared - среднеквадратичное значение). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит о том, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для недорогой акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi динамиками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке.

    PMPO (Peak Music Power Output - пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. К примеру, мощность динамика равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит о том, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют "китайскими ваттами" из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе - маленькие динамики диаметром 10 см играющие от дешевой балалайки (магнитолы), имеющую электрическую мощность 15 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO).

    PHC Максимальная (предельная) шумовая (паспортная) мощность (англ. power handling capacity), характеризующая устойчивость акустической системы к тепловым и механическим повреждениям при длительной (в течение 100 ч) работе с шумовым сигналом типа «розовый шум», спектр которого приближается к спектру реальных музыкальных сигналов;

    Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.

    Делаем выводы : наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому, информативность показателя «мощность акустической системы» - нулевая.

    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

    Чувствительность (SPL ) - один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м (или 2.83В) .
    При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях.

    Чувствительность - характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе акустики можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто), если имеется внешний усилитель мощности.

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!