Как в беларуси производят телевизоры "горизонт". Телемагнитолы, сверхкомпактные и очень дорогие устройства: "телевизионная" история Беларуси Телемагнитолы, сверхкомпактные и очень дорогие устройства: "телевизионная" история Беларуси

Ну что же это второй телевизор Горизонт, который был мною приобретён в подарок своим близким родственникам. Первый был куплен в мае 2016 года 43 дюйма. Продолжает работать. Отзыв на сатйе Мвидео про него от меня имеется. И не один. Эту модель я купил вчера в подарок своей тёще. "Горизонт" не разочаровал. Картинка на экране хорошая, для своей цены в районе 15 т.р. матрица вполне сойдёт. Да, матрица IPS, как и вы модели на 43 дюйма. Т.е угол обзора отличный. Динамики тоже порадовали. Как таковых басов нет. но и не "пищалки". Есть регулировка НЧ и ВЧ. При настройке НЧ на 80-100% звук очень хороший. В комплекте два пульта. Один большой, второй маленький, такой же, как у dvb-t2 приставок. DVB-T2 ловит отлично. Аналоговое кабельное тв показывает как и положено для аналогового сигнала, посредственно. Кабельная открытая цифра показывает хорошо. Вобщем, я рекомендую для покупки эту модель. Подойдёт для небольшой комнаты и кухни. Ах да, жена вчера подключила к нему старый древний dvd видеомагнитофон LG через "тюльпаны", захотела посмотреть передачи на видеокассетах. которые записывала задолго до нашего с ней знакомства, где то в начале 2000 годов. Телек и с этой задачей справился хорошо, картинка тоже хорошая.

о производителе

Холдинг «Горизонт», головное предприятие ОАО "Управляющая компания холдинга «Горизонт» (Открытое акционерное общество "Управляющая компания холдинга «Горизонт», (белор. ААТ «Кiруючая кампанiя холдынга «Гарызонт») — минское предприятие, крупнейший в Беларуси и один из крупнейших в странах СНГ производитель потребительской электроники и бытовой техники.

Предшественником «ОАО Горизонт» являлся Минский радиозавод, создан в ноябре 1940 года, к 23-й годовщине октябрьской революции.

В сентябре 1939 года после занятия Красной Армией Вильнюса и решения советского руководства передать его Литве, все вильнюсские заводы были национализированы а их оборудование демонтировано и отправлено в СССР. Оборудование радиозавода «Elektrit» было перевезено в Минск, где на базе лесопильно-мебельного завода «Деревообделочник» начали создавать новый радиозавод. Выбор места строительства был обоснован следующими факторами:

1) Одна из сложных операций — изготовление деревянных корпусов для радиоприемников, составляла в то время четверть всей трудоёмкости.

2) Завод «Деревообделочник» который изготовлял разные виды мебели, без особых трудностей мог справиться с задачей изготовления корпусов для радиоприёмников.

Реконструкция бывшего лесопильно-мебельного предприятия в радиозавод была осуществлена в предельно сжатые сроки — начата в декабре 1939 годы и окончена к ноябрю 1940 года. Так как была использована технологическая оснастка фирмы «Elektrit», завод стал производить и модели радиоприёмников этой фирмы. Были использованы модели радиоприёмников «Komandor» и «Herold» 1939 года, и в 1940 году начался выпуск супергетеродинных радиоприёмников «КИМ», «Пионер» и «Маршал». Внешний вид радиоприёмников повторял польские радиоприёмники «Komandor» и «Herold», электрическая схема была переработана и улучшена. Новый радиозавод стал называться «Радиозавод им. Молотова».

Во время войны Минский радиозавод был разрушен, однако после освобождения Минска началось восстановление завода. С 1947 года радиоприёмник «Маршал» производится под названием «Минск». На базе радиоприёмника «Минск» с 1950 г, производится радиола «Минск Р7». В 50-х годах расширялась номенклатура радиотехнической продукции: «Минск-55», «Минск-58», «Беларусь-57»…. В 1957 году, радиозавод переименовывают в «Минский радиозавод имени Ленина».

В 60-х годах стали набирать популярность транзисторные радиоприёмники. На Рижском радиозаводе ВЭФ началось производство транзисторных приёмников семейства Спидола, первый такой приёмник был выпущен в 1960 году. Массовый выпуск начался в 1962 г, приёмник оказался весьма удачным и быстро завоевал популярность в СССР. Конструкция «Спидолы» стала основой для разработки многих последующих моделей, отличавшихся многочисленными усовершенствованиями. Одна из этих моделей «ВЭФ Транзистор-17», была в 1968 году передана на Минский радиозавод, и на базе этой модели начат выпуск семейства приемников «Океан».

Не отставало предприятие и от изготовления телевизоров, которые, кстати, всегда отличались оригинальностью от прочих телевизоров, выпускаемых в СССР:

так, к примеру некоторые из них оснащались дополнительной подставкой-акустической колонкой или применялись нестандартные на то время кинескопы с диагональю 67 см.

Первый телевизор Горизонт появился в продаже в 1968 году а уже через год (!!) предприятие выпустило милионный телевизор.

1970 год — телевизор первого класса «Горизонт 101»

Десять минут от центра Минска — и мы попадаем в самую настоящую промзону, хмурую и безлюдную. Смена в разгаре, а праздному люду здесь делать нечего. «Телевизионная» история у площадки по улице Софьи Ковалевской длинная, еще в 70-е годы здесь выпускали футляры – деревянные корпуса для телевизоров. Позже корпуса стали делать из пластика, и здесь было создано литьевое производство.

Внешне площадка изменилась мало. Старые корпуса и бодрые цитаты из Маяковского.
Литье корпусных деталей и изготовление пенополистирольных амортизаторов и сейчас — важный производственный этап. На участке пеноупаковки установлено 4 формовочные машины. При необходимости работают все, но в периоды небольшой загрузки стараются работать на минимальном количестве оборудования — в технологическом процессе используется пар, а так как продукт это дорогой, приходится экономить.

На участке литья производят корпуса для телевизионной техники. Процесс производства можно разделить на несколько этапов: подготовка материала, смешивание и сам процесс литья. Фото предоставлено компанией «Горизонт»

Так что убеждение, что «Горизонт» обходится отверточной сборкой, а то и вовсе «переклеиванием ярлыков», — очевидное заблуждение.

«У нас есть требования, которые мы обязаны выполнять и выполняем. Чтобы поставлять товар в ту же Россию и пользоваться при этом льготами, у нас есть непременные условия: это должны быть не простые сборочные операции, должна быть пайка и литье – это обязательные требования», — рассказывает заместитель директора завода электроники и бытовой техники «Горизонт» по производству Денис Жилко.

На участке монтажа электронных блоков немноголюдно. Здесь работает машина, которая производит автоматическую установку радиоэлементов: сверхпроизводительный автомат установки поверхностно монтируемых компонентов. Впрочем, часть компонентов пока по-прежнему устанавливается вручную.

Пайка пока тоже не обходится без ручного труда. На конвейере ручной допайки плат трудится 10 человек. «При необходимости мы просто осуществляем добор персонала. В прошлом году серьезный набор был — под большой заказ», — отмечает Жилко.

«Мы стремимся наиболее квалифицированных работников у себя сохранять. Когда производим добор персонала, стараемся менее квалифицированных поставить на сборку, на более простые операции. На монтаж человека с улицы не посадишь, требования к монтажу жесткие», — поясняет замдиректора.

На одну точку пайки уходят доли секунды. В зависимости от сложности пайки на изделие тратится до 10 секунд.

До этого момента несколько производственных стадий (литье корпусных деталей, изготовление пеноупаковки, монтаж радиоэлементов) шло параллельно. Теперь все это стекается на участок финишной сборки. На «Горизонте» три конвейера, рассчитанных на разную максимальную диагональ. Первый – под телевизоры диагональю 15-32 дюйма, второй – 32-46 дюймов, третий – от 32 до 70 дюймов.

Так сложилась международная кооперация: вся электроника и бытовая техника делается на одних и тех же заводах, которые обслуживают многие бренды. Тайваньские, малайзийские и китайские фабрики на одних и тех же линиях выпускают продукцию одновременно нескольких десятков торговых марок для всего мира. В прошлом году «Горизонт» выпустил более 530 тысяч телевизоров, и из них около 80% — товары не под своим брендом, а Toshiba, Sharp и другие. К примеру, телевизоры Sharp больших диагоналей в Восточной Европе выпускают только в Беларуси и в Польше.

На «Горизонте» отмечают, что среди производителей телевизоров Таможенного союза сейчас жесткая конкуренция: в России создано несколько серьезных заводов (большое сборочное производство действует в Калининградской области, Samsung инвестировал в серьезное производство в Калуге, сборка телевизоров LG осуществляется на подмосковном заводе в Рузе и т.п.).

Серьезная модернизация здесь прошла еще в начале 2000-х: раньше 500 телевизоров в смену собирали, сегодня с конвейера сходит до 1000.

На конвейер подается комплектация – модули с участка монтажа, корпусные детали и пеноупаковка с участка формовки и литья. До сборки проводится входной контроль всех комплектующих, начиная от LCD-матрицы (матрицы «Горизонт» получает от разных производителей: в мире немного компаний, выпускающих матрицы).

На конвейере работники трудятся плечом к плечу, задавать вопросы под руку неудобно, и Денис Жилко сам перечисляет основные операции: армировка корпусных деталей, установка LCD-панели в корпус, установка модуля питания, шасси и их подключение. Всего этих операций — 250.

Впрочем, это одно из немногих мест на предприятии, где действительно людно. Почти половина производственных операций сейчас проходит в автоматическом режиме и не требует операторов. Японские инженеры полностью модернизировали производство, внедрили современные техпроцессы, да и сейчас постоянно находятся в Минске, продолжая модернизацию.

Потом задняя крышка закрывается и телевизор устанавливается на опору. Теперь время проверки на электробезопасность изделия — так называемого теста на пробой, который проходят все телевизоры: на изделие подают высокое напряжение и смотрят, выдержала ли изоляция и элементы безопасности.

Следующий этап — проверка и настройка телевизора. Здесь проверяют матрицу на наличие битых пикселей, других повреждений. Затем — проверка внешних устройств, функций телевизора, настройка баланса белого, проверка качества звука и внешнего вида.

Это самый большой телевизор, который могут собирать в Минске – диагональ 70 дюймов. Увеличить диагональ нет технической возможности: конвейер покупался под максимальную диагональ 60 дюймов, но аппетиты покупателей росли, пришлось модернизировать его, чтобы соответствовать.

А за ней — последний контроль — взвешивание, позволяющее проверить, не забыли ли чего положить в комплект (пульт, стойка крепления, инструкция, модем и т.п.). Зеленая лампочка – значит в норму по массе телевизор вложился. Если нет – комплектацию перепроверят.

Цикл изготовления телевизора составляет от 30 до 70 секунд. Производительность такого конвейера – от 400 штук в смену (диагональ 70) до 1000 (32 дюйма). На «Горизонте» отмечают, что аппетиты потребителей растут: самая популярная диагональ уже — от 32 дюймов. Среди других функций, которые требует заказчик – wi-fi, функция интерактивного телевидения, возможность подключения к смартфону.

О каком бы производстве ни шла речь, вопрос о зарплате не обойти. Оплата труда на сборочном конвейере сдельная и зависит от количества телевизоров, изготовленных бригадой в смену, рассказывает Денис Жилко. Средняя зарплата на конвейере — около 6 млн рублей.

Как-то я рассказывал вам, что . Я высказал предположение: "Любопытно, что в разное время в Минске аж три завода выпускали телевизоры! Похоже, ни один другой город СССР такого не имел", на что товарищ ahitech возразил: "Ну, это не совсем так. В те же годы в Нальчике три завода выпускали телевизоры...", а позже товарищ 2211103 поведал, что в Минске еще делали телевизоры GoldStar и Grundig.

Чуть позже, когда я делал запись в ЖЖ о том, что с , решил подсобрать сведения о заводах, которые выпускали телевизоры в Беларуси, и добавить список в эту же запись. Но очень быстро обнаружилось, что список грозит стать очень большим. Так что я погрузился в тему глубоко и написал об этом отдельную статью.

Оказывается, Беларусь - это буквально страна телевизоров!


Внимание! Полноразмерные фото можно посмотреть по ссылке в конце записи. Также можно вручную скопировать URL-адрес каждой фотографии и вставить в адресную строку браузера, - тогда картинка откроется в полном размере.

Телемагнитолы, сверхкомпактные и очень дорогие устройства: "телевизионная" история Беларуси

Пожалуй, все в Беларуси знают, что телевизоры у нас выпускают два завода: «Горизонт» в Минске и «Витязь» в Витебске. Между тем, за долгие годы различных производителей телевизионной техники в нашей стране было гораздо больше.

По нашим подсчетам, в девяностых телевизоры выпускали одновременно до десяти фирм в трех городах страны, а всего разных заводов и фирм, строящих телевизоры, насчитывалось более полутора десятков. Сегодня 42.TUT.BY постарается припомнить всех их поименно.

От кустарного производства к серийному

Первый телевизор белорусского производства появился в стране более восьмидесяти лет назад — еще в канун нового, 1933 года Генрих Бортновский ловил на свою самоделку праздничные передачи .

Первый телевизор Генриха Бортновского

Но это было кустарное производство талантливого самоучки — таких, кто сам смастерил свой телевизор, в стране были единицы. Первый же промышленный, серийный телевизор в БССР появился лишь в середине пятидесятых. Вспоминаем хронологию производства белорусских «голубых экранов».

В 1907 году на далекой окраине Минска была открыта лесопилка, которая с 1921 года стала заводом под названием «Деревообделочник». Незадолго до Второй мировой профиль завода меняется: теперь, с 1940 года, это — Минский радиозавод, с 1958 — Минский приборостроительный завод имени Ленина.

После развала СССР он стал называться Белорусское производственное объединение радиотехники «БелВАР», еще позже — «Минский приборостроительный завод», а нынче — «Амкодор-БелВАР ».

Но до сих пор по старой памяти завод часто называют «завод Ленина». Именно тут в 1954 году и начали собирать первые белорусские телевизоры, и выпускали их здесь почти два десятка лет. Первенец назывался просто — «Беларусь», под этим же названием выпускались радиоприемники, а впоследствии — телерадиолы.

Телевизор «Беларусь». Изображение из журнала «Радио», № 09"1955

Первенец имел экран диагональю 31 см (размер изображения 18×24 см) и был рассчитан на прием трех телевизионных каналов, но показывать мог только один из них (чтобы смотреть другой, нужно было менять высокочастотный блок).

Модель продержалась в производстве до мая 1955 года, затем ее сменили другие разработки. Прохожие осаждали витрины ГУМа, чтобы хоть раз взглянуть на невиданное чудо .

Всего на заводе выпускали крупными и мелкими сериями телевизоры следующих семейств: «Беларусь» (с индексами «1», «2», «3», «4», «5», «110», «210», «7−2», «110М»), «Неман» (также с индексами «2» и «3»), «Зорька» (модели «2», «201», «202», «2−1», «3»), «Горизонт» (также с индексами «201», «202», «101», «104», «191»).

Телевизор «Горизонт-101» (1970 год) получил самый большой в СССР экран: 65 сантиметров по диагонали. Некоторые источники указывают , что радиозавод собирал и телевизоры «Восход», однако они все же выпускались в Киеве.

Появление «Горизонта»

Приказом министра промышленности от 10 июля 1972 году на базе Минского радиозавода имени Ленина появилось объединение «Горизонт», которое и переняло у своего прародителя эстафету по выпуску телевизоров.

Уже во втором полугодии 1972 г. здесь освоили выпуск телевизора «Горизонт-102». В 1986 году прекратили выпуск последней модели телевизора с лампами — «Горизонт-736», а в 1987-м начали выпуск телевизоров также под маркой «Селена». А вообще завод «Горизонт» вывел на рынок огромное число моделей телеприемников и выпускает телевизоры по сей день.

Телевизор «Горизонт-102». Фото с сайта Retrotexnika.ru

В конце 80 — начале 90-х годов на «Горизонте» было создано немало совместных, дочерних и малых предприятий, которые получали юридическую и финансовую самостоятельность и выживали сами как могли. По крайней мере на шести таких «горизонтовских» детищах делали телевизоры. Вот краткий список этих «отпрысков»:


  • В 1986—1987 на базе цехов микроэлектроники создан завод «Сенсор», а в 1989 на базе его и подразделения отдела № 28 — НПК "Сигнал". Телевизоры выпускал с 1994 года;

  • В 1991 году создано малое предприятие «НОИР» («новатор, изобретатель, рационализатор»), оно специализировалось на проектировании и внедрении новой техники. В конце 90-х стало дочерним предприятием и с 1997 года начало собирать телевизоры;

  • В 1991 году на базе шестого конверсируемого цеха создали СП Кабельного и Спутникового Телевидения (СП КСТ). Предприятие занималось производством кабельных сетей и систем, а в 2000 году начало освоение телевизора модели 63CTV-691 CAT;

  • В 1993 на базе завода радио- и телевизионных футляров создан завод "Альмагор", который поначалу занимался производством мебели, а потом взялся и за телевизоры;

  • В 1993 году создано предприятие «Юнацтва»: в новом корпусе во дворе школы № 21 работали старшеклассники, — предприятие стало их учебной базой. Среди прочего тут собирали телевизоры «Горизонт 32ТЦ-466» в пластмассовых корпусах;

  • В 1993 году завод «Горизонт», поставский завод «Белит» и предприятие «Экранас» из литовского Паневежиса создали совместное белорусско-литовское предприятие «Белигор». Здесь выпускали модель «Белигор 51ТЦ600», а также первый в СНГ телевизор с цифровой обработкой сигнала — «Горизонт 54DTV-675».

Заметка в газете «Вечерний Минск» за декабрь 1999 года

В интервью TUT.BY первый заместитель генерального директора ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт» Геннадий Азаров рассказывал : «В прошлом году было произведено более 530 тысяч телевизоров, и из них около 80% — товары не под своим брендом. Мы производим телевизоры Toshiba, Sharp и другие» .

Оказывается, телевизоры марки Sharp на «Горизонте» начали собирать еще в 1997-м, с 2004 — Panasonic, с 2011 — Toshiba. Издание «Завтра твоей страны» сообщает , что генеральный директор «Горизонта» Владимир Семашко, ставший позже министром энергетики, пытался наладить на заводе сборку турецких телевизоров Vestel, но подтверждения этому факту мы пока не нашли.

Завод в Витебске

В 1958 году в Витебске был основан завод радиодеталей «Монолит» . Известно, что в 1975 году там выпустили опытную модель телевизора «Электроника-Микро», но никаких подробностей про него найти не удалось.

Впрочем, многие заводы, КБ и даже отдельные граждане пытались разработать миниатюрные носимые телевизоры. В том же 1975-м году на 8-й Республиканской выставке радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ во Львове демонстрировали портативные телерадиоприемники «Янтарь-2000» Елисеенко и «Синевир» работы Члиянца.

Вероятно, «Электроника-Микро» от витебских умельцев так и осталась лишь экспериментальной разработкой:

Витебский телевизионный завод решили создать весной 1976 года. На конкурс на лучшее название телевизора поступило около 150 предложений, среди которых - «Спектр», «Зенит», «Жемчуг», «Витязь», «Крыніца» и другие.

Уже в ноябре 1977-го заводчане изготовили два действующих образца цветного телевизора «Витязь-722», которые показали в Москве на юбилейной выставке в Министерстве радиопромышленности.
Менее чем через год с конвейера сошел первый серийный телевизор этой модели, и к концу года построили уже 500 экземпляров (он также выпускался на других заводах под именем «Чайка», «Темп», «Электрон»). Аппарат стоил 755 рублей. Компания «Витязь» выпускает телевизоры до сих пор.

Телевизор «Витязь-722». Снимок из журнала «Радио»

Телемагнитолы и сверхмаленькие телевизоры

В 1959 году запустился Минский завод счетных машин имени Орджоникидзе, известный своими компьютерами «Минск». Расширяясь, он получил название «Завод вычислительной техники», позже — Минское производственное объединение вычислительной техники. Под этим же именем — МПОВТ — предприятие существует и сейчас (с 2012 года — в составе холдинга «Горизонт»).

Помимо компьютеров, здесь опытными партиями выпускали такие уникальные комбайны, как телемагнитолы — то есть гибрид магнитолы (которая, в свою очередь, является гибридом магнитофона и радиоприемника) и телевизора.

В 1982 году вышла опытная партия телемагнитолы «Амфитон ТМ-01», в 1984 — «Амфитон-301». Но вообще большую часть товаров под этой маркой выпускал львовский завод.

Телемагнитола «Амфитон ТМ-01». Снимок из журнала «Новые товары» за 1987 год

Еще в 1993 году завод начинает сборку первых черно-белых телевизоров «Верас». В течение последующего десятилетия выпускались черно-белые (модели 410, 511, 512) и цветные телевизоры (модель 601) различных модификаций с диагональю экрана 21, 23, 24, 31, 34, 37 см.

С 2004 года объединение прекращает производство радиотоваров народного потребления (радиоприемники, телевизоры, автомагнитолы) и переходит на выпуск автотракторного оборудования.

Телевизор "Верас 37ТЦ-601". Фото с сайта Prodano.by

В Беларуси собирали и телевизоры зарубежных брендов

Минская производственно-коммерческая фирма «ТАИР» и польская фирма NTT System в 1993 году организовали совместное предприятие «ТАИР — Новые Технологические Системы», которое со временем выросло в большую компанию, продающую компьютеры под маркой NTT .

А здесь - краткий список предприятий и марок их телевизоров

Список с дополнениями и обновлениями по состоянию на 15 декабря 2016:

Радиозавод им. Ленина / БелВАР (Минск) - "Беларусь" (с 1954), "Неман" (с 1960), "Зорька" (с 1965), "Горизонт" (с 1968)
Завод "Горизонт" (Минск) - "Горизонт" (с 1972), "Селена" (с 1987); также сборка Sharp (с 1997), Panasonic (с 2004), Toshiba (с 2011), Akai и General Electric; возможно, Vestel (с конца 1990-х)
Дочерние структуры завода "Горизонт":
НПК "Сигнал" - "Горизонт" (с 1994)
МП "НОИР" - "Горизонт" (с 1997)
СП "КСТ" - "Горизонт" (с 2000)
"Альмагор" - "Горизонт" (с середины 1990-х)
"Юнацтва" - "Горизонт" (с 1993)
"Белигор" - "Горизонт" и "Белигор" (с 1993)
Завод "Монолит" (Витебск) - "Электроника-Микро" (1975)
Завод "Витязь" (Витебск) - "Витязь" (с 1977)
Завод вычислительной техники / МПОВТ (Минск) - "Амфитон" (с 1982)
"Брестский электромеханический завод" (Брест) - "Берестье" (примерно с 1992)
"Калибр" (Минск) - "Калибр" и "Мара" (с 1992)
"Радиоприбор" / "Радиоволна" (Гродно) - "Верас" (с 1993)
"Брестский электротехнический завод" (Брест) - сборка Curtis (с 1994)
Фирма "Евромедиа" (Витебск) - телевизоры неизвестной марки с кинескопами Samsung (с конца 1994 или начала 1995)
Фирма "ТАИР" (Минск) - "GoldStar" (с 1995)
Фирма "РАМПО" (Минск) - "Grundig" (с 1995)
КБ "Дисплей" (Витебск) - "Витязь" (с 1998)
"Белит" (Поставы) - "Горизонт" (с 2011)

Итого минимум 20 заводов, фирм и объединений, - все вместе они на рынок вывели более двух десяток товарных марок телевизоров.


Дополнение от 15 августа 2016:
Оказывается, на "Горизонте" еще собирают телевизоры Akai и General Electric http://42.tut.by/351583

Дополнение от 27 ноября 2016:
1) На минском заводе "Калибр" с конца 1994 или с начала 1995 начали собирать цветной телевизор "Калибр-3Ц" (сведения из газеты "Вечерний Минск" за 12 января 1995);
2) Брестский электротехнический завод с середины 1994 совместно с польской фирмой Curtis выпускал телевизоры одноименной марки Curtis (сведения из газеты "Вечерний Минск" за 18 января 1995, с фото);
3) Совместное белорусско-швейцарское предприятие "Евромедиа" в Витебске с конца 1994 или с начала 1995 выпускало телевизоры с кинескопами Samsung диагональю 37 и 51 см (сведения из газеты "Вечерний Минск" за 27 февраля 1995, с фото).


Кроме того, в девяностые немало мелких фирмочек собирали телевизоры: ее сотрудники, размещаясь в съемной квартире, клепали "ящики" из закупленных комплектующих. Нередко сотрудники брали работу на дом.

Мой отец, например, на одной такой фирмочке собирал модуль ПТК (переключатель телевизионных каналов) с пультом к "Горизонтам" 5 и 6 поколений. Он паял, мы с братом потом искали дефекты пайки и рваные дорожки (за что получали денежное вознаграждение). Также мы набивали платы деталями, гнули резисторы/конденсаторы/диоды и т.п. (резисторы проще, а вот у флажковых конденсаторов надо было выгибать ножки "домиком"), вставляли провода, зачищали и лудили контакты (ох уж эти кварцы, черт бы их побрал!) и многое прочее. После сборки подключали готовые изделия (штук до 50 за раз) к нашему телевизору и проверяли работу системы.

В комментариях к моей статье пишут:

"Середина 90-х прошлого века — это эпоха массового производства телевизоров в кустарных условиях. Это был целый бизнес, поставленный на поток. В те времена 2-е общежитие МРТИ представляло собой сборочный конвейер, где каждая комната специализировалась на той или иной операции. Одни занимались оптовой закупкой и распределением деталей, другие "набивали" платы, то есть вручную, с применением нехитрых самодельных гибочных приспособлений, устанавливали электронные компоненты на печатные платы, третьи обрезали электроды деталей кусачками (сколько же это было коротких и острых обрезков!) и загибали торчащие ножки, четвертые паяли платы так называемой "волной" (как же это всё пахло!), пятые занимались настройкой и устранение дефектов плат (как ни странно, но всё работало, даже если что-то перепутаешь), шестые собирали из плат и силовых деталей собственно телевизор, седьмые занимались окончательной настройкой и выполняли функции ОТК. Наконец, восьмые занимались сбытом. Разумеется, на телевизоры ставились пломбы и выписывались гарантийные документы. Этим занимались несколько комнат в 1-м общежитии... "

"В 90е лихие производством, то есть сборкой телевизоров горизонт занимались десятки подвальных фирм и частников в минске. Они покупали платы и корпуса на горизонте, кинескопы привозили из прибалтики. Продукция продавалась на бывшем рынке возле дворца молодежи, но основная чась уходила за пределы рб. Говорят, что такова была договоренность с заводом горизонт, чтобы не было конкуренции. Вроде даже по качеству этот самопал был выше заводской продукции ."


Важное дополнение про брестский завод в комментариях к статье на TUT.BY от читалея ales-brest:

"Ну, раз тутбай следов брестских телеков не сыскал, то я допишу.

На БЭМЗ выпускались примерно с 92го года телевизоры Берестье. Начальная модель базировалась на мониторах от ПК, снабжалась чб кинескопом 31см. деревянным корпусом и абсолютным нежеланием ремонтировать это чудо оборонной промышленности никем, кроме собственной заводской мастерской. Ну что поделать, технологии военные, монументальные, а радиодетали новодел перестрочный - пока выдернешь детальку из толстой двухсторонней платы, замучаешься, да и компоновка была ещё та. Изначально такая техника ломаться вообще не должна, ибо ремонт такой - подвиг.

Позже появились цветные телевизоры Берестье 32ВТЦ-001, с таким же дизайном, практически не изменённым корпусом "кубик", и с кинескопом 32". Ужасным бичом стали комплектующие, ибо изначально телевизор был относительно не плох, но устарел к началу выпуска. Особо фанатичные юзеры (ваш покорный слуга) умудрялись впихнуть в этот телек декодер ПАЛ, блок НЧ, и даже систему ДУ с графическим отображением и системой телетекста, что на то время было просто гранью прогресса. Правда кинескопы московского завода жили недолго, так что телек честно отработав 5 лет и пережив 3 замены высоковольтного трансформатора, был разобран на запчасти.Также на БЭМЗ производилась отвёрточная сборка в 90е года импортных телевизоров, к сожалению уже забыл название... но очень неизвестного производителя. Телеки стоили очень дорого и тут же в фирменном магазине на продавались.

Телевизоры цветного и чб изображения Берестье изначально могли работать как полноценный телевизор - имели селекторы каналов МВ и ДМВ диапазонов, и блок УПЧ, уницифированные с телевизорами Горизонт 4го поколения, например Горизонт 61ТЦ411Д. Вместе с тем в каждом телевизоре был установлен вход RGB, позволявший подключить данный ТВ к компьютеру Байт или Байт 01. Также телевизор комплектовался блоком выбора программ с механической настройкой на 8 тв каналов, полностью аналогичный устанавливаемому в телевизоре Горизонт 51ТЦ418Д.

К Электроника 32ВТЦ-201/202 телевизоры Берестье не имели ни малейшего отношения, ни внешне, ни конструктивно. Берестье использовали свою схемотехнику, ни на что не похожую. Приблизительно радиотракт Берестье был очень похож на Горизонт, устройство синхронизации и развёрток на схемотехнику прибалтийского телевизора Шилялис. Корпус Берестье был точной уменьшенной копией Горизонт 51ТЦ418 - деревянный с пластиковой передней рамкой и задней пластиковой крышкой".

[:RU]Десять минут от центра Минска — и мы попадаем в самую настоящую промзону, хмурую и безлюдную. Смена в разгаре, а праздному люду здесь делать нечего. «Телевизионная» история у площадки по улице Софьи Ковалевской длинная, еще в 70-е годы здесь выпускали футляры – деревянные корпуса для телевизоров. Позже корпуса стали делать из пластика, и здесь было создано литьевое производство.

Внешне площадка изменилась мало. Старые корпуса и бодрые цитаты из Маяковского.
Литье корпусных деталей и изготовление пенополистирольных амортизаторов и сейчас — важный производственный этап. На участке пеноупаковки установлено 4 формовочные машины. При необходимости работают все, но в периоды небольшой загрузки стараются работать на минимальном количестве оборудования — в технологическом процессе используется пар, а так как продукт это дорогой, приходится экономить.

На участке литья производят корпуса для телевизионной техники. Процесс производства можно разделить на несколько этапов: подготовка материала, смешивание и сам процесс литья. Фото предоставлено компанией «Горизонт»

Так что убеждение, что «Горизонт» обходится отверточной сборкой, а то и вовсе «переклеиванием ярлыков», — очевидное заблуждение.

«У нас есть требования, которые мы обязаны выполнять и выполняем. Чтобы поставлять товар в ту же Россию и пользоваться при этом льготами, у нас есть непременные условия: это должны быть не простые сборочные операции, должна быть пайка и литье – это обязательные требования», — рассказывает заместитель директора завода электроники и бытовой техники «Горизонт» по производству Денис Жилко.

На участке монтажа электронных блоков немноголюдно. Здесь работает машина, которая производит автоматическую установку радиоэлементов: сверхпроизводительный автомат установки поверхностно монтируемых компонентов. Впрочем, часть компонентов пока по-прежнему устанавливается вручную.

Пайка пока тоже не обходится без ручного труда. На конвейере ручной допайки плат трудится 10 человек. «При необходимости мы просто осуществляем добор персонала. В прошлом году серьезный набор был — под большой заказ», — отмечает Жилко.

«Мы стремимся наиболее квалифицированных работников у себя сохранять. Когда производим добор персонала, стараемся менее квалифицированных поставить на сборку, на более простые операции. На монтаж человека с улицы не посадишь, требования к монтажу жесткие», — поясняет замдиректора.

На одну точку пайки уходят доли секунды. В зависимости от сложности пайки на изделие тратится до 10 секунд.

До этого момента несколько производственных стадий (литье корпусных деталей, изготовление пеноупаковки, монтаж радиоэлементов) шло параллельно. Теперь все это стекается на участок финишной сборки. На «Горизонте» три конвейера, рассчитанных на разную максимальную диагональ. Первый – под телевизоры диагональю 15-32 дюйма, второй – 32-46 дюймов, третий – от 32 до 70 дюймов.

Так сложилась международная кооперация: вся электроника и бытовая техника делается на одних и тех же заводах, которые обслуживают многие бренды. Тайваньские, малайзийские и китайские фабрики на одних и тех же линиях выпускают продукцию одновременно нескольких десятков торговых марок для всего мира. В прошлом году «Горизонт» выпустил более 530 тысяч телевизоров, и из них около 80% — товары не под своим брендом, а Toshiba, Sharp и другие. К примеру, телевизоры Sharp больших диагоналей в Восточной Европе выпускают только в Беларуси и в Польше.

На «Горизонте» отмечают, что среди производителей телевизоров Таможенного союза сейчас жесткая конкуренция: в России создано несколько серьезных заводов (большое сборочное производство действует в Калининградской области, Samsung инвестировал в серьезное производство в Калуге, сборка телевизоров LG осуществляется на подмосковном заводе в Рузе и т.п.).

Серьезная модернизация здесь прошла еще в начале 2000-х: раньше 500 телевизоров в смену собирали, сегодня с конвейера сходит до 1000.

На конвейер подается комплектация – модули с участка монтажа, корпусные детали и пеноупаковка с участка формовки и литья. До сборки проводится входной контроль всех комплектующих, начиная от LCD-матрицы (матрицы «Горизонт» получает от разных производителей: в мире немного компаний, выпускающих матрицы).

На конвейере работники трудятся плечом к плечу, задавать вопросы под руку неудобно, и Денис Жилко сам перечисляет основные операции: армировка корпусных деталей, установка LCD-панели в корпус, установка модуля питания, шасси и их подключение. Всего этих операций — 250.

Впрочем, это одно из немногих мест на предприятии, где действительно людно. Почти половина производственных операций сейчас проходит в автоматическом режиме и не требует операторов. Японские инженеры полностью модернизировали производство, внедрили современные техпроцессы, да и сейчас постоянно находятся в Минске, продолжая модернизацию.

Потом задняя крышка закрывается и телевизор устанавливается на опору. Теперь время проверки на электробезопасность изделия — так называемого теста на пробой, который проходят все телевизоры: на изделие подают высокое напряжение и смотрят, выдержала ли изоляция и элементы безопасности.

Следующий этап — проверка и настройка телевизора. Здесь проверяют матрицу на наличие битых пикселей, других повреждений. Затем — проверка внешних устройств, функций телевизора, настройка баланса белого, проверка качества звука и внешнего вида.

Это самый большой телевизор, который могут собирать в Минске – диагональ 70 дюймов. Увеличить диагональ нет технической возможности: конвейер покупался под максимальную диагональ 60 дюймов, но аппетиты покупателей росли, пришлось модернизировать его, чтобы соответствовать.

А за ней — последний контроль — взвешивание, позволяющее проверить, не забыли ли чего положить в комплект (пульт, стойка крепления, инструкция, модем и т.п.). Зеленая лампочка – значит в норму по массе телевизор вложился. Если нет – комплектацию перепроверят.

Цикл изготовления телевизора составляет от 30 до 70 секунд. Производительность такого конвейера – от 400 штук в смену (диагональ 70) до 1000 (32 дюйма). На «Горизонте» отмечают, что аппетиты потребителей растут: самая популярная диагональ уже — от 32 дюймов. Среди других функций, которые требует заказчик – wi-fi, функция интерактивного телевидения, возможность подключения к смартфону.

О каком бы производстве ни шла речь, вопрос о зарплате не обойти. Оплата труда на сборочном конвейере сдельная и зависит от количества телевизоров, изготовленных бригадой в смену, рассказывает Денис Жилко. Средняя зарплата на конвейере — около 6 млн рублей.


Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!